Соблюдение авторских прав в сфере дизайнерских услуг

 

Занимаясь дизайнерскими услугами, можно не только столкнуться с нарушением своих авторских прав, но также ненароком можно оказаться в ситуации, когда сам станешь нарушителем чьих-то прав. Ушли в прошлое времена, когда файлы из интернета считались всеобщим достоянием, теперь в этой информационной среде следят за соблюдением авторства и с каждым годом все строже и всё успешнее.

Объектами авторского права в сфере графического дизайна могут быть фотографии, рисунки, эскизы, чертежи, анимация т. п. Регистрация правообладания на них обычно не производится. Все эти элементы могут быть использованы, например, при создании архитектурных макетов, творческих инсталляций, веб-сайтов и прочего, и вот они уже, скорее всего, будут официально защищены авторским правом. Правообладатели товарных знаков, шрифтов также в основном проходят соответствующую регистрацию. Дизайнеру необходимо быть внимательным при разработке заказных творческих проектов, проверяя условия использования стоковых фотографий, шрифтов и т. п. компонентов.

Объектом авторских прав в сфере дизайна может быть не только продукт целиком, но и его отдельные элементы или творческое решение, выраженное в нем. Широко известен спор между московской кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», выпускающей шоколад под брендом «Алёнка», и кондитерской фабрикой «Славянка», выпустившей шоколад «Алина». Московская фабрика требовала взыскать компенсацию в размере более 310 млн. рублей. По одной из судебных формулировок упаковка славянской «Алины» была выполнена с изображением девочки в аналогичной цветовой гамме и «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается чёлка». Разбирательство длилось 2,5 года и завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 млн. рублей. Источник

Шоколад Аленка и Алина, авторские права

Автор и правообладатель — это далеко не всегда одно и то же лицо. В отношениях «автор — заказчик» автором является создатель произведения (или компания, в которой он работает), а правообладателем может быть заказчик. По общему правилу (если в договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит к заказчику. Это значит, что он будет вправе его использовать по своему усмотрению, в том числе отдавать на переработку другим дизайнерам. В отношениях «сотрудник — работодатель» права на дизайнерские продукты, созданные в служебное время, принадлежат работодателю. Чтобы не возникло иное толкование, работодателям следует прописать особые условия в трудовом договоре, проработать должностные инструкции и положение о коммерческой тайне.

Несколько советов, как обезопасить от заимствования свои дизайнерские произведения:

  • соответствующим образом регистрируйте товарные знаки и продукты интеллектуальной собственности;
  • прописывайте предупреждение о принадлежности авторских прав;
  • ставьте знак охраны авторского права (копирайт);
  • ставьте водяные знаки на фотографиях;
  • не передавайте никому исходники (черновики, наброски);
  • можно распечатать ваш объект авторского права и заверить у нотариуса.

Если все же ваши права нарушили, в этом случае возможно досудебное урегулирование конфликта или судебное разбирательство, если достичь мирового соглашения не удалось. Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Постарайтесь выяснить, каким образом ваш продукт мог попасть к нарушителю, и какой он подвергся переработке.

Если вы обнаружили, что ваш дизайн-проект появился в интернете под чужим именем, здесь идет речь о нарушении личных неимущественных прав (неуказание или исключение имени автора при использовании). Это влечет за собой определенную ответственность — моральный вред, запрет использования произведения, возврат к положению до факта нарушения права.

В заключение дадим несколько ссылок на ресурсы с бесплатными стоковыми изображениями:

Другие наши заметки по теме дизайна можно найти по тегу

Поделиться: