Как разрабатывается VR-проект

  • В зависимости от масштабности задачи команда VR-проекта может состоять из следующих специалистов:
  •     •  гейм-дизайнер (отвечает за разработку правил и содержания проекта),
  •     •  левел-дизайнер (занимается созданием уровней),
    •     •  продюсер проекта (планирует бюджет и сроки, ведет переговоры),
    •     •  художник (отвечает за визуализацию),
    •     •  программист (создает исходный код),
      •     •  3D-аниматор («оживляет» рисованные модели и объекты),
      •     •  тестировщик (проверяет VR-проект на соответствие требованиям, отсутствие ошибок и корректность работы),
      •     •  пиар-менеджер (маркетолог, продвигает продукт),
        •     •  комьюнити-менеджер (взаимодействует с потребителями VR-продукта, формирует лояльную аудиторию).
        •  
        • 3D-дизайн

Разработка VR-проекта начинается с формулировки концепции будущего продукта. На этом этапе производится наработка информационной базы и сбор аналитики (о чем, для кого, цели/задачи, конкурентные/смежные предложения, количество поисковых запросов/скачиваний, информационный фон вокруг тематики проекта и т. п.).

Все требования к функциональности и дизайну будущего приложения, критерии его готовности, этапы и сроки описываются в техническом задании (ТЗ). Приложением к ТЗ будет детальный план с последовательными пунктами реализации. Для большого проекта целесообразно составить ментальную карту (дерево смыслов и файлов).

  • Важнейшим этапом разработки VR-проекта является подготовка сценария. Приступая к его написанию, важно учитывать не только сюжетную линию и потребительскую привлекательность, но и технологические и программные ограничения, ведь далеко не все фантазии можно реализовать, тем более в заранее ограниченные сроки. Очередность работы над сценарием выглядит следующим образом:
  •     •  набор ограничений;
  •     •  первичный сценарий с основными смыслами;
    •     •  раскадровка;
    •     •  финальный сценарий.
  •  
  • Разработка дизайна VR-проекта включает в себя определенную последовательность.
  •     1) Мудборд (карта настроения) — набор визуальных примеров для понимания стиля будущего проекта и его примерное графическое исполнение. Накидывается база картинок, соответствующих видению проекта.
  •     2) Стайлфрейм — полноценный стоп-кадр будущего проекта. Прорисовка всей сцены с точки зрения дизайна, стилистики. Прорисовка героя, локации, освещения, текстур.
    •     3) Создание финального технического задания на дизайн.
    •     4) Прототипирование анимации на простых примерах. Необходимо ориентироваться на удобство пользователей при взаимодействии со средой приложения. Перегруженный интерфейс в VR может стать причиной головокружения и даже тошноты.
    •  
    • 3D-графика и моделирование
      • Производится скульптинг фигур/персонажей и ретопология (наложение сетки из полигонов). Разработка трехмерных моделей ведется под каждую из платформ, на которых будет использоваться продукт. При полигональном моделировании итоговое количество полигонов под каждую 3D-модель должно быть указано в техническом задании.
      •  
    • 3D-модели

Далее следует UV-развертка — расположение трехмерной модели на плоскости, чтобы можно было понять, как текстурировать объемные элементы модели. Для текстурирования используется специализированное программное обеспечение, например, Substance Painter.

uv-развертка

  • Анимация
  • Для анимации персонажей можно воспользоваться предзаписанными mockup-шаблонами. Если же нужно что-то нестандартное, провести mockup-сессию — снять прототипы персонажей в движении, нужные эмоции, а затем импортировать это в свой проект, используя соответствующий функционал программы. Mockup экономит человеко-часы на персонажную анимацию. Один актер за рабочий день может создать столько анимации, на которую традиционным аниматорам пришлось бы потратить месяцы.

3d-аниматор

Программирование — основополагающая составляющая, которая свяжет воедино анимацию, звук, дизайн и другие составляющие проекта. Большинство VR-разработчиков предпочитают игровые движки, в частности, Unreal Engine, Unity, CryEngine. Для создания VR-веб-страниц применяют, к примеру, MozVR, WebGL, Primrose, Vizor.

  • Озвучка
  • Звук — второе после зрения явление, которое формирует наше представление об окружающем мире, поэтому этой стороне проекта нужно уделить достаточно внимания. Озвучка происходит после основной разработки, но в процессе работы можно и нужно использовать базовые коллекции звуков (референсные треки).
  • Тестирование
  • В рамках первичного тестирования необходимо проверить соответствие продукта поставленным требованиям, смыслу сюжета и основному посылу, работоспособность всех механик, соблюдение технических требований платформ. Также нужно с максимальным вниманием протестировать визуальный ряд, чтобы выявить возможные недочеты дизайна.
  • Следующим этапом будет тестирование VR-проекта на сторонней аудитории, не входящей в группу разработки.
  • Особенности тестирования VR-приложений:
  •     •  удобство взаимодействия,
    •     •  отсутствие эффекта укачивания,
    •     •  уровень графики.
    •  
    • После всеобъемлющего тестирования и устранения недочетов производится выпуск релиза VR-продукта.
Поделиться: