Инструкция по самостоятельному seo-аудиту сайта
Думать о продвижении сайта полагается еще до его фактической разработки и многие аспекты реализовывать в процессе. Если же продвижением на этапе разработки не озадачивались, но такая потребность появилась позднее, необходим SEO-аудит сайта — комплексная оценка характеристик, влияющих на его индексацию, позиции в поисковой выдаче, посещаемость и поведение пользователей.
По результатам такого аудита вы сможете сделать вывод, насколько сайт готов к продвижению и какие меры необходимо предпринять сейчас и в перспективе. Данная заметка поможет самостоятельно провести базовый seo-аудит своего веб-ресурса. Если же какие-то термины будут непонятны, то рекомендуем обратиться к профессионалам.
Прежде чем перейти к инструкции, важно обратить ваше внимание на параметры, особенно влияющие на успешность seo-продвижения. «Проседание» этих характеристик способно обесценить любые другие усилия!
Перейдем к краткой инструкции по самостоятельному seo-аудиту
- Навигация по статье:
- • Проверка индексации в Яндексе и Google
- • Анализ ссылочной массы в рамках самостоятельного seo-аудита
- • Проверка региональности
- • Регистрация в справочниках организаций, публикация на картах поисковиков
- 1.1 Проверка индексации в Яндексе и Google ⇑
- Приступая к seo-аудиту сайта, прежде всего, рекомендуем убедиться, проиндексирован ли он в поисковиках, для этого можно ввести в поисковую строку site: mysite.com
- Вместо «mysite.com», разумеется, нужно вводить адрес своего веб-ресурса. Проверьте индексацию и в Яндекс, и в Google. Если ссылок на сайт не обнаружено, то поисковики пока о нем не знают.
Если сайт добавлен в панели вебмастеров Яндекс.Вебмастер и Google Search Console, то в процессе seo-аудита вы имеете возможность детальнее ознакомиться со статистикой: сравнить количество загруженных страниц с количеством участвующих в поиске, а также исключенных, посмотреть основания, по которым те или иные страницы исключены из поиска. Узнав причину, можно принять соответствующие меры.
- 1.2 Анализ ссылочной массы в рамках самостоятельного seo-аудита ⇑
- Под ссылочной массой подразумеваются исходящие ссылки (с вашего веб-ресурса на другие) и входящие (с других сайтов на ваш). Входящие принесут пользу, если будут корректными и не спамными, с популярных интернет-ресурсов с хорошей репутацией. О закупке таких ссылок можно прочесть здесь.
Количество исходящих ссылок рекомендуем ограничить, чтобы не уводить посетителей со своего ресурса. Используйте их в случаях максимальной потенциальной полезности для своей аудитории. И нужно непременно следить, чтобы внутренние ссылки были актуальными (не «битыми»). «Битые» ссылки негативно влияют на поведенческие факторы и соответственно на позиции веб-ресурса в поиске.
Проанализировать ссылочную массу можно различными сервисами (как платными, так и бесплатными), например, Яндекс Вебмастер, Google Search Console, Ahrefs, Serpstat, Megaindex и многие другие. Битые ссылки можно проверить специальным инструментом.
- 1.3 Проверка региональности ⇑
- Региональная привязка в Яндекс Вебмастер позволяет дать сигнал поисковой системе о приоритете трафика. Проверьте наличие привязки, если важно привлечь посетителей из конкретного региона (города). Если контент вашего веб-ресурса ориентирован на аудиторию разных стран, лучше выбрать «Нет региона», при этом на сайте, так или иначе, должна присутствовать информация, подтверждающая широкое географическое покрытие.
- 1.4 Регистрация в справочниках организаций, публикация на картах поисковиков ⇑
- Этот момент частенько упускают из виду, а зря! Проверьте, добавлена ли информации о компании в справочник Яндекса и на карты Яндекса и Google. Это позволяет чаще показываться в поиске, прежде всего тем, кто ищет поблизости.
Также проверьте присутствие в наиболее популярных каталогах фирм и/или справочниках услуг. Предпочтение лучше отдать тем справочникам, которые показываются на первых 2-х страницах поисковой выдачи по вашему направлению. При регистрации должна быть возможность указать ссылку на продвигаемый сайт.
Технические характеристики
- 2.1 HTTPS в веб-адресе ⇑
- К настоящему моменту все интернет-ресурсы на http помечаются как небезопасные. Основная масса пользователей интернета, увидев предупреждение, откажется от просмотра сайта. Чтобы перевести сайт на протокол HTTPS, необходимо купить и правильно установить SSL-сертификат безопасности, а затем обязательно следить за его актуальностью. Если вы не готовы сделать это самостоятельно, обратитесь к веб-разработчику или техническому специалисту.
- 2.2 Корректность Robots.txt ⇑
- Несмотря на крайнюю заинтересованность владельца в продвижении своего сайта, бывает, выясняется, что он почему-то закрыт от индексации в файле robots.txt. Забыли отредактировать файл после полной готовности сайта, сделали так по незнанию или другие причины? Давайте примем за правило следующие утверждения:
- • Файл robots.txt должен быть создан
- • Файл robots.txt необходимо правильно заполнить (смотрим справку Яндекс и Google)
Следует скрыть от индексации в robots.txt служебные (административные) и персонализированные страницы: личные кабинеты пользователей, «Корзину», «Избранное» и т. п.
- 2.3 Наличие и корректность Sitemap.xml ⇑
- Файл sitemap.xml сообщает поисковикам структуру веб-ресурса. Это помогает роботу быстрее и точнее проиндексировать его содержимое, поэтому sitemap.xml необходимо заполнить согласно правилам. Чаще всего проверить наличие этого файла можно, дописав в адресной строке браузера /sitemap.xml после основного адреса сайта.
- 2.4 Проверка склейки «зеркал» ⇑
- Обычно сайт доступен по следующим адресам:
- https://www.mysite.com/
- http://www.mysite.com/
- https://mysite.com/
- http://mysite.com/
- Это и есть «зеркала» и среди них нужно указать главное, а с других (неглавных) настроить 301-й редирект. Удостовериться в наличии склейки можно самостоятельно в Яндекс.Вебмастер в разделе «Проверка ответа сервера». Главное «зеркало» сайта должно передавать код статуса «200 ОК», а неглавные — «301 Moved Permanently».
- 2.5 Анализ скорости загрузки в рамках самостоятельного seo-аудита ⇑
- Давно ушли в прошлое времена, когда пользователи интернета могли терпеливо дожидаться полной загрузки контента, нынешние пользователи зачастую «уходят» искать альтернативу после нескольких секунд ожидания. Поэтому в процессе seo-аудита обязательно проверяют скорость загрузки сайта и при наличии замечаний вносят исправления. Общепризнанным инструментом для проверки является PageSpeed Insights.
- 2.6 Адаптация под мобильные устройства ⇑
- Адаптивность под мобильные устройства — это уже не дополнительная опция, а одно из важнейших показателей качества интернет-ресурса. Сайты, которые некорректно отображаются на смартфонах и планшетах не любят люди и понижают в выдаче роботы поисковых систем, подробнее. Самостоятельно проверить корректность отображения контента на мобильных устройствах можно как в Яндекс, так и в Google.
- 2.7 Ошибки в коде ⇑
- Из-за ошибок в HTML-коде веб-страницы будут медленнее загружаться, контент может некорректно отображаться на различных устройствах, высок риск внедрения скрытой рекламы и вредоносного кода. От всего этого могут пострадать позиции сайта в поисковой выдаче, поэтому проверка кода на ошибки — обязательный этап seo-аудита. Некоторые сервисы для поиска ошибок: validator.w3.org, watson.addy.com.
- 2.8 Использование разметки ⇑
- Специальная разметка помогает роботам лучше распознавать содержимое веб-страниц, формировать информативные сниппеты в поисковой выдаче и превью в социальных сетях. Типы разметки: микроформаты, Schema.org, Open Graph, Twitter Cards. Стремитесь внедрять их на своем сайте и это обязательно заметят поисковые системы.
- 2.9 Дублированный контент ⇑
- Дублированный контент — это веб-страницы, которые полностью или частично совпадают друг с другом, но каждая из них имеет свой url-адрес. Дубли бывают полные (когда, например, не настроили главное «зеркало»), частичные и смысловые. Поисковые системы хуже ранжируют страницы с одинаковым или очень похожим контентом, поэтому ищем их в ходе seo-аудита и впоследствии устраняем (корректируем). В зависимости от того, какого рода дубли найдены, применимы соответствующие решения:
- • указать главное «зеркало»;
- • удалить «лишние» страницы;
- • настроить 301-й редирект на продвигаемую страницу;
- • прописать тег <link rel="canonical"> для основной страницы;
- • закрыть дубли от индексации в robots.txt.
- Некоторые инструменты для самостоятельного поиска дублированного контента: Netpeak Spider, Screaming Frog Seo Spider, seoto.me, Яндекс.Вебмастер, Google Search Console, SiteAnalyzer.
- 2.10 Проверка ЧПУ ⇑
- ЧПУ (человеко-понятные урл) — адреса веб-страниц сайта. Их тоже можно и нужно оптимизировать под поисковые запросы. Для ЧПУ еще важно быть на латинице, осмысленными, не слишком длинными. Для корректного «перевода» фразы на латиницу можно воспользоваться транслитератором.
SEO-характеристики
- 3.1 Метатеги ⇑
- Метатеги title, description — один из основных seo-параметров, обязательных к заполнению. Они предназначены для передачи информации о сайте браузерам, поисковикам, ну и, конечно, пользователям интернета. Их отсутствие, неуникальность в рамках одного интернет-ресурса — является серьезным упущением. Проводя seo-аудит метатегов, можно ориентироваться на правила составления title и description.
- 3.2 Заголовки H1-H6 ⇑
- Главный заголовок H1 и подзаголовки различного уровня вложенности, начиная с H2, позволяют упорядочить текст на веб-странице. Заголовки дают возможность автору последовательно раскрыть смысл своего литературного произведения, а читатели проще воспринимают целое, если оно разбито на логические части. Текстовые заголовки и подзаголовки веб-страниц имеют тот же смысл, но кроме этого, призваны управлять вниманием посетителя. Их необходимо оптимизировать под поисковые запросы, при этом они не должны совпадать от title и description. Seo-оптимизация способствует привлечению целевой аудитории веб-ресурса. Предлагаем ознакомиться с рекомендациями по составлению заголовков веб-страниц.
- 3.3 Оптимизация изображений ⇑
- Seo-оптимизация изображений для сайта заключается в следующем:
- • хорошее сжатие без потери качества для быстрой загрузки (онлайн-сервис);
- 3.4 Анализ текстов (уникальность, поисковая оптимизация) ⇑
- Текст веб-страниц — это не просто способ заполнить пустоту, он имеет огромное значение. Текст должен быть информативным, оформленным, грамотным, уникальным и умеренно оптимизированным под поисковые запросы.
- Вот несколько инструментов для самостоятельной проверки качества текстового контента:
- 1) Семантический анализ
- miratext.ru
- istio.com
- advego.com
- 2) Уникальность
- text.ru
- tools.pixelplus.ru
- content-watch.ru
- 3) Анализ на соответствие информационному стилю glvrd.ru
- ИТОГ SEO-АУДИТА ⇑
- Если в результате самостоятельного seo-аудита вы найдете, а затем исправите и/или внедрите приведенные выше рекомендации и характеристики, появится большая вероятность, что позиции вашего сайта со временем улучшатся в поисковой выдаче, возможно даже, значительно. Но твердых гарантий все же никто не даст, так как многое зависит от истории домена, конкуренции по основным запросам и поведения посетителей сайта (поведенческих факторов).
- Для лучшего понимания методики продвижения сайтов рекомендуем ознакомиться со следующими публикациями:
- • Конспект вебинара по самостоятельному продвижению
- • Как правильно писать тексты для продвижения