Самостоятельное продвижение интернет-магазина

Цель этой заметки — знакомство с современной механикой продвижения интернет-магазинов. Это ни в коем случае не руководство для профессионалов, а краткая инструкция для владельцев сайтов, которые хотят понимать процесс продвижения или вынуждены этим заниматься самостоятельно.

Рассмотрены будут особенности внутренней оптимизации, то есть то, что закладывается еще на этапе разработки магазина и подготовки контента (текстов, иллюстраций, видео и т. п.). О способах продвижения уже запущенного сайта можно прочесть в этой заметке.

Основные понятия по теме продвижения интернет-магазинов

Потенциальный покупатель, открывший поисковик, вводит так называемый поисковый запрос — фразу, которая, как он думает, должна показать ему нужный товар или услугу. Результатом такого запроса является перечень веб-ресурсов, подобранных поисковым роботом, исходя из размещенной на них информации, кроме того, в этом перечне выводятся рекламные объявления и могут быть предложены к просмотру картинки и объекты на карте.

Алгоритмы поисковых систем формируют выдачу в соответствии с потребностью, которую пользователь хочет решить, воспользовавшись поиском. Например, при вводе слова «телевизор» подразумеваться может не только его покупка, но определение из Википедии или даже иллюстрация, то есть потребность (интент) в данном случае определяется в достаточно широком диапазоне и также разнообразен результат поиска. Если же поисковой фразой будет «купить телевизор», то потребность становится более определенной и соответственно ей конкретизируется поисковая выдача.

Поисковая выдача Google

Отображение сайта магазина в поисковых системах становится возможным в результате индексации контента — добавления его страниц в базу поисковых систем, а также путем размещения платной контекстной рекламы. Рекламу в рамках этой заметки рассматривать не будем, о ней можно прочесть здесь.

Трафик сайта — его посещаемость в единицу времени. Интернет-магазин находит своих покупателей благодаря показу в поисковых системах (это обычно основной источник трафика), а также в результате раскрутки страниц в социальных сетях, кроме того, привлекать посетителей можно рекламой и сарафанным радио. Трафик может быть не только товарным — по названиям товаров и их категорий, но и тематическим — по информационным запросам (вопросы использования товара, его хранения, ремонта и т. п.).

Трафик интернет-магазина

Чтобы интернет-магазин отобразился в поиске по тому или иному запросу, этот запрос должен быть включен в текст сайта. Перечень таких поисковых запросов называется семантическим ядром сайта, оно составляется предварительно и используется на этапе разработки и наполнения интернет-магазина.

Таким образом, ссылка на какой-либо товар онлайн-магазина будет показана в поисковике, если характеристики этого товара и его описание соответствуют поисковому запросу. Чем лучше соответствие (релевантность), тем выше сайт в поиске. В погоне за релевантностью необходимо помнить о существовании конкуренции — других онлайн-магазинах и сайтах с обзорами, досках объявлений, контекстной рекламе, — все они способны «задвинуть» ваш магазин на «задворки» поисковой выдачи. Конкуренция за место в ТОПе на самом деле очень жёсткая, поэтому необходимо тщательнее готовить контент, учитывая поисковые запросы.

Сбор семантического ядра для интернет-магазина

В целях продвижения рекомендуем разрабатывать структуру сайта на основе предварительно собранного семантического ядра, представляющего из себя перечень ключевых запросов в порядке убывания популярности (частотности).

Ключевики можно «подсмотреть» у интернет-магазинов, предлагающих аналогичный ассортимент, и в контекстной рекламе, а затем адаптировать под себя. Ну и конечно, семантику можно собрать самостоятельно на основе статистики Яндекс.Вордстат и/или воспользовавшись планировщиком ключевых слов от Google. Этот способ уместен при хорошем знании своей продукции и потенциальной аудитории.

За сбором семантики следует ее кластеризация — группировка ключей по смыслам (интентам). В результате группировки ключей по кластерам «вырисовывается» готовая структура сайта. Конечно, не под все группы нужно создавать страницы сразу, тематические запросы, например, можно использовать позднее для увеличения трафика, когда онлайн-магазин уже будет работать.

Продвижение интернет-магазина, структура

Способы поисковой оптимизации интернет-магазинов

  • Оптимизация товарных страниц:
  •    — расширенное и качественное оформление карточек товара (иллюстрации, характеристики, обзор);
  •    — отслеживание индексации поисковиками товарных страниц;
    •    — расширение контента: отзывы, ответы на часто задаваемые вопросы.
    • Примечание: уникальность карточки товара не требуется.
    • Оптимизация «статейных» страниц (под тематический трафик):
    •    — наращивание числа страниц под информационные запросы;
    •    — привлечение трафика на них;
      •    — мониторинг их индексации.
      • Обратите внимание, информационные тексты пишут уже после индексации основного наполнения интернет-магазина. Темы для информационных страниц черпайте из собранного семантического ядра. Плотность ключевых слов, под которые оптимизирована страница, не должна превышать 7% от общего числа слов в ней.

      • Метатеги Title и Description — элементы html-кода, предназначенные для передачи информации о веб-ресурсе браузерам, поисковикам, ну и, конечно, пользователям интернета. С основными правилами их составления можно ознакомиться в этой статье.
      • Способы оптимизации заголовка Title:
      •    — наиболее частотные ключи при формировании фразы используйте как можно левее;
        •    — для важных ключей — минимальное количество других слов между словами фразы;
        •    — для кластеров составляйте метатеги по шаблонам (смотрите примеры чуть ниже).
        • По Description актуально по состоянию на текущий момент:
          •    — не влияет на ранжирование страницы;
          •    — может использоваться поисковиками при формировании сниппета (может, но не обязан);
          •    — фраза для Description по смыслу строится как дополнение (уточнение, раскрытие) к Title;
            •    — может включать основной поисковый запрос страницы или фразу-синоним.
            • Примеры составного Title:
            • — Купить %товар% в магазине «Спортмастер», Караганда
              • — Купить %категория% недорого, можно в кредит в интернет-магазине
              • Пример составного Description:
              • Всегда в наличии %товар% по цене %цена% с доставкой до дверей в любой район города. Работаем 24/7.
                • В некоторых CMS предусмотрена возможность формирования метагегов и описания по шаблонам.

Шаблоны описаний и метатегов в CMS

Заголовок H1 и подзаголовки H2, H3 и т. д. Как минимум, оптимизируйте под поисковый запрос главный заголовок H1. Важно: на любой странице сайта H1 может быть только в единственном экземпляре, и он должен отличаться от Title.

Тегирование — продвинутый способ поисковой оптимизации интернет-магазинов. Листинги товаров, объединенные общим признаком (фильтры), оформляются со своим тайтлом, дескрипшен, заголовком H1, описанием и т. д. Они позволяют расширить семантику и увеличить количество точек входа на сайт. Теги не должны быть случайными, используйте то, что способно удовлетворить поисковый спрос.

Касательно текстов для интернет-магазинов — не нужно воды и описаний на многие тысячи символов. Если текст не решает какой-то проблемы пользователя, то он вообще не нужен. «Лишние» тексты способны отрицательно сказаться на успехе продвижения сайта.

Общая стратегия самостоятельного продвижения интернет-магазина

  • Общая стратегия самостоятельного продвижения интернет-магазина с учетом внутренней оптимизации выглядит следующим образом:
  •    1. Сбор ключевых запросов, составление семантического ядра и его кластеризация.
  •    2. Составление структуры интернет-магазина на основе полученных в результате кластеризации групп.
    •    3. Реализация структуры на сайте.
    •    4. Написание оптимизированных метатегов title, description и заголовков H1.
    •    5. Создание теговых страниц и их поисковая оптимизация.
      •    6. Подключение счетчиков Яндекс.Метрики и Google Analytics. Подробнее.
      •    7. Создание самообновляющейся карты сайта — файла sitemap.xml.
      •    8. Установка SSL-сертификата (протокол https).
        •    9. Добавление интернет-магазина в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console для ускорения индексации; загрузка в эти сервисы файла sitemap.xml.
        •    10. Добавление контактных данных компании-продавца со ссылкой на интернет-магазин в Яндекс.Справочник и пунктов выдачи на карты Яндекса и Google.
        •    11. Привлечение трафика в социальных сетях, ссылками с других источников и др.
          •    12. Мониторинг посещаемости и поведения посетителей онлайн-магазина, внесение необходимых и /или желательных изменений в контент, функционал и дизайн.
          •    13. Расширение семантики — создание страниц с соответствующим контентом под тематические и рекомендованные Яндекс и/или Google запросы.
          •    14. По возможности добейтесь партнерских ссылок на ваш магазин с сайта производителя продаваемой вами продукции (если вендор публикует информацию о региональных партнерах у себя на сайте).

Статья подготовлена

Поделиться: